Личный кабинет Заказы Недавно просмотренные Онлайн консультант Оплата и Доставка
Корзина

корзина пуста

(495) 971-26-86

info@ artzvuk.ru

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

FAQ

  • Звуковое оборудование

  • Домашние студии звукозаписи

    • Какой микрофон лучше? Какой микрофон выбрать для домашней студии? Как пользоваться микрофоном?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев "Философия Звука"



      Нет на свете плохих микрофонов. Есть неправильное их применение!
      Даже пластиковый «караочный» микрофон за 100-500 рублей можно приспособить для записи чего-либо в определённых условиях.
      Нельзя точно сказать, какой именно микрофон будет идеальным, а какой не будет. Любой микрофон имеет свою АЧХ (амплитудно-частотную характеристику) и понять, подойдёт этот микрофон под ваш голос или нет можно только при конкретном прослушивании в салоне. Бывали случаи, когда для конкретного голоса больше всего подходил не дорогой конденсаторный микрофон, а обычный динамический.
      Могу только сказать, что апппаратура в любой студии должна быть примерно одного ценового уровня и поэтому микрофоны дороже 25 тысяч в домашних студиях встречаются очень редко. Да и акустическое оформление таких студий уже далеко не домашнее.
      Во многих случаях хороший динамический микрофон для домашней неоформленной студии окажется предпочтительнее стандартного конденсаторного.
      Для стиля «рэп» (а так же любого агрессивного стиля) лучше смотреть на микрофоны с большим сопротивлением (Om) и выдерживающие большое звуковое давление (от 120 dB).
      Любой микрофон лучше ставить на специальную микрофонную стойку, чем держать в руках.
      Для любого конденсаторного микрофона также смертельно необходим поп-фильтр (если не хотите скорой смерти микрофона от вашего активного творчества).
      Чем больше диафрагма конденсаторного микрофона, тем лучше для передачи мелких нюансов и особенностей в голосе. Но если голос не профессиональный (не поставлен), то нет особого смысла в выборе большой диафрагмы.
      Ленточные микрофоны лучше всего подходят для передачи низких частот (бас, баритон, басовые инструменты).
      Настоящий ламповый звук любых микрофонов начинается от 10 тысяч. Всё, что дешевле – обычный маркетинг и психология покупателя.
      Блок питания в ламповых микрофонах нужен только для питания лампы и схемотехники микрофона. Сам сигнал с микрофона всё равно нуждается в усилении до линейного уровня. Поэтому микрофонный предусилитель в тракте в любом случае микрофону необходим.
      Нюанс для конденсаторного микрофона: в процессе пения, для уменьшения посторонних призвуков изо рта, взятия дыхания, щелчков губами и прочих бяк расстояние до капсюля микрофона должно быть больше 10 сантиметров. Лучше всего не направлять свой голос прямо на микрофон, а взять чуток правее или левее относительно капсюля микрофона. Для динамического микрофона всё наоборот: надо с ним «целоваться», чтобы он смог передать все нюансы звучания и не захватил посторонние звуки в студии.
      Меньше всего посторонних шумов захватит микрофон с кардиоидной направленностью. Потому что он предназначен для конкретного точечного источника звука. И наоборот, для захвата всех звуков в округе необходим микрофон с круговой направленностью.

      Никогда! не используйте конденсаторные микрофоны при включенной акустической системе! Иначе обратная связь может просто убить ваш микрофон! Прослушивать себя при записи в микрофон надо только в закрытых мониторных наушниках!!

    • Какой студийный монитор выбрать? Как выбирать студийные мониторы? Какие студийные мониторы звучат лучше и какие хуже?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев "Философия Звука"


      «Лучше» и «хуже» – понятия растяжимые. Гораздо корректнее говорить про конкретный стиль музыки, которую вы собираетесь слушать на этих мониторах. Потому что от стиля зависит очень многое. Электронная и танцевальная (клубная, поп, хип-хоп) музыка в большинстве случаев хорошо звучит на KRK, Roland. Живая музыка (рок, барды, фолк, этно) – на Yamaha и Mackie (Tapco). Джаз и классика – Adam, JBL, Tannoy и подобные.
      Чем больше динамик НЧ, тем лучше отдача по низам – это элементарная физика. Именно с 8-и более-дюймов общая звуковая картина становится более честной.
      Ленточный твиттер (например у Adam) лучше передаёт высокие частоты и позволяет долгое время работать с мониторами без переутомления слуха. Но стоит он дороже обычного купольного твиттера.
      Вообще, мониторы честно отрабатывают свою цену, т.е. сколько стоят, на столько и играют. Т.е. идёт практически параллельное увеличение цены и качества. Самое интересное, что к цене можно присматриваться очень долго и практически на каждой добавленной к бюджету тысяче можно найти что-то новое и привлекательное.
      Если выбирать чисто логически (из практики): в студиях намного чаще встречаются KRK, Adam, Alesis, Yamaha, JBL, Mackie, Event, Genelec и редко M-Audio, Behringer, ESI, Axelvox, E-MU, Infrasonic, Samson, Alto…
      Наличие регулировок на задней панели говорит о практически 100% возможности подстройки мониторов под конкретное помещение (например, Tannoy серии Reveal, Behringer серии TRUTH). Чем больше регулировок тем лучше для акустически неподготовленного помещения.

      Есть мнение, что все мониторы дешевле 1000 баксов похожи по звучанию (АЧХ) и выбирать особо нет смысла. Я считаю, что их надо просто послушать самому, в салоне. И ещё – мониторы не должны нравиться: они просто должны говорить правду о хорошо знакомом треке. Если при прослушивании хорошо знакомого вам трека вы услышите новые нюансы и особенности, не слышимые вами ранее ни на какой акустике – отмечайте для себя эти мониторы для последующего выбора.

    • В чем разница между микшером и звуковой картой?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев "Философия Звука"

      Меня многие спрашивают, в чём разница между микшером и звуковой картой: ведь и туда и сюда можно подключить практически любое аудио-оборудование. Особенно интересны вопросы типа: а зачем мне звуковая карта, если у меня есть микшер? Или как вариант: зачем мне микшер, если у меня уже есть звуковая карта?...

      Ответ на эти интересные вопросы вы найдёте в данном подкасте.


    • Какой самый дешевый микрофон для записи рэпа?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев: 


      Это некорректный вопрос в стиле «на какой машине мне ездить по мкаду». По сути подойдёт любой микрофон, в данном случае выдерживающий повышенное звуковое давление.

      Подробнее тут: "Философия Звука"   

    • Возможно ли собрать студию для записи вокала и истратить не более 20 тысяч рублей?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев 


      Да, это возможно. Другой вопрос, понравится ли вам качество такой студии...
      Подробнее тут: "Философия Звука" 

    • Я хочу собрать домашнюю студию, но денег нет сразу на все, что посоветуете купить в первую очередь, чтобы потом не пришлось переоборудовать?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев 


      1) Компьютер, 2) Звуковая карта, 3) Микрофон, 4) Всё остальное по желанию (возможностям).
      Подробнее тут: "Философия Звука"

    • Правда ли, что микрофоны "Октава" настолько хороши, как о них пишут?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев "Философия Звука"


      Правда. Хотя многое зависит от условий работы и, конечно, от человеческого фактора (людей, работающих с ними).

      Подробнее можно почитать на форумах, где обсуждают эти микрофоны.

    • Нужен ли микшерный пульт, если я не собираюсь писать инструменты, а только вокал?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев 


      Нет, не нужен. Подробнее тут: "Философия Звука"

    • Для чего нужны студийные мониторы, если есть наушники?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев 


      Студийные мониторы нужны, чтобы сделать студийный результат. Т.е. услышать не красоту звука, а правду о нём: если звук громкий и корявый, то так и будет звучать. Также в мониторах легче услышать тот объём работ, который предстоит проделать со звуком (сведение, мастеринг). Обычные наушники дают неправильную стереопанораму и неправильный спектр частот (если они, конечно, не STYX под 10 тысяч долларов).
      Подробнее тут: "Философия Звука"


    • Какую выбрать микрофонную стойку для домашней студии?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев 


      Любую напольную, типа «Журавль». Настольная будет мешаться и у неё будет меньше звукоизоляция микрофона от ваших манипуляций на столе. 

      Подробнее тут: "Философия Звука" 

    • Если студия будет располагаться в квартире, какие звукоизоляционные материалы потребуются?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев 


      Если требуется звукопоглощение, то для начала подойдут любые тяжёлые ткани (одеяло, ковры, гардины). Общий принцип: в комнате не должно быть параллельных и пустых поверхностей. Голая стена хуже чем стена с картиной на ней. Ловушками и резонаторами прекрасно поработают приоткрытые тумбочки (не пустые внутри!).
      Подробнее тут: "Философия Звука"

    • Каким соединительным шнурам стоит отдать предпочтения и каких фирм?

      На Ваши вопросы ответил Антон Пушкарев 


      Хороший шнур (кабель) не может стоить меньше 40-50 рублей за метр. Самые распространённые кабели у фирм: Canare, Proel, Quiklok, Bespeco, Tasker. Разъёмы лучше всего делают Neutric, Proel, Switchcraft и Peavey.
      Подробнее тут: "Философия Звука" 

  • Световое оборудование

  • Оформление заказа, оплата, доставка и гарантии.

  • Конкурсные статьи на тему "Домашняя студия звукозаписи"

    • Korgh "Формирование домашней звуковой студии в экстремальных условиях."

      Всем привет. Меня зовут Korgh, я пытаюсь записывать звук, не выходя при этом из дома. И сейчас попробую подытожить для вас свой несложный опыт.

      Домашняя студия - это аппаратно-программный комплекс. Для извлечения, записи, сведения и воспроизведения звука в домашних условиях. А домашние условия характеризуются экстремально малым количеством свободного места и ужасными акустическими характеристиками помещения.

      Акустическая подготовка помещения и организация рабочего пространства - это первое, с чего хозяин предполагаемой студии начинает свой трудный путь к славе. Профессионального класса звукоизолирующие материалы в достаточном количестве может позволить себе не каждый начинающий студиодержец, поэтому для начала глушим чем попало: ковёр потолще на пол. Ковёр на стену за спину. Углы завесить узкими вертикальными шторами из толстой тяжелой ткани, повесив их под углом 45o к смежным стенам. Кто учился в музыкальных школах, тот, возможно, помнит такие шторы, в моей они висели практически везде и мы любили за ними прятаться. Диван с диванными подушками. Подушками мы будем глушить комбоусилитель. Платяной шкаф с зимней одеждой. Туда мы (хватит ржать!) будем петь.

      Под студию мы не сможем занять много места. Скажем, один угол в комнате, метра три по длиной стене. Это накладывает свой отпечаток на всё, что мы будем покупать для студии, поэтому всё время держим в голове, что не можем себе позволить громоздких устройств.  Мебелью нам послужит обычный письменный стол, причем будем стараться оставить его пустым как можно дольше. И рядом небольшой журнальный столик пониже. Как раз примерно и заняли метра три в ширину.

      Основой всякой домашней студии является компьютер. Соберем сами, это просто: вот, например, в материнскую плату ASUS P6T вставляем шесть гигов оперативной памяти, процессор i7 и три жестких диска: под систему отводим два полутерабайтника Western Digital green edition, из которых делаем терабайтный массив RAID0, а под архив ставим один терабайтник WD black edition. Массив нужен для того, чтобы увеличить скорость чтения-записи. Запросы на запись распараллеливаются на оба диска, отчего скорость взлетает без малого в два раза, а проблемы, связанные со скоростью, испаряются. Четырёхядерный же процессор i7, я убежден, покроет все ваши мечты о вычислительной мощности.

      Компьютер для студии, кроме скорости и мощности, должен также соответствовать ещё и третьему требованию: он должен быть тихим. Поэтому монтируем его в корпусе Cooler Master, оторвав предварительно от корпуса все комплектные  вентиляторы. Охлаждение будет обеспечиваться только вентилятором блока питания и вентилятором процессора. На процессор ставим огромный радиатор и на него самый тихий вентилятор, который только сможем найти. Графическую плату тоже берем тихую, без вентилятора. Например ATI RADEON HD 5450. К ней можно подключить два монитора, по цифровому и по аналоговому интерфейсу. Потому что в студии совершенно необходимо иметь именно два компьютерных монитора, никак не меньше. У меня два ACERa v223w.

      И вот тут первая хитрость. Помните, надо оставить стол пустым? Так вот, в моей домашней студии мониторы не стоят на столе на собственных подставках, а прикручены к столу на специальных мониторных струбцинах, почти совсем не занимая места на столе. А бывают ещё и настенные крепежи...

      Теперь звуковой интерфейс. Скажем, E-MU 0404 USB. Эта плата помимо сносного качества звука и не самых отвратительных преампов обладает массой достоинств. Во-первых, у неё отдельно регулируется громкость на наушники и на контрольные мониторы, это очень удобно. А ещё у неё отключаемый мониторинг входов. А входов у EMU помимо двух аналоговых с преампами и фантомным питанием есть ещё два - цифровые, причем понимающие как оптический SP-DIF, так и все виды коаксиального AES/EBU, включая AES PRO. И переключаемся мы с оптики на коаксиал одной кнопкой. Это, как увидим позднее, существенно прибавит комфорта в работе.

      Компьютер обошелся в 28 тысяч рублей, компьютерные мониторы в 15, интерфейс грубо в десятку, шнуров всяких понадобится ещё на пару тысяч... Значит, выложив на стол 55 тысяч, можно начинать свою профессиональную деятельность. В качестве операционной системы я использую windows 7 home premium x64.

      Теперь про то, во что мы будем слушать. Домашняя студия, как мы помним, во-первых перенасыщена спящими людьми, а во-вторых находится в отвратительно звучащем помещении. Поэтому много денег мы вкладываем в наушники, и, напротив, мало денег - в студийные мониторы.  Мой идеал воплотился в наушниках Beyerdynamic 770 pro (250-омных) и в студийных мониторах ближнего поля Tannoy Reveal 5. Мониторы лучше всего поставить на настенные полки. На высоте ваших ушей. На ширине вытянутых в стороны ваших рук.

      Наушники стоили тысяч семь, мониторы тысяч двенадцать за пару. Итого, грубо, ещё двадцатка. И стоимость нашего проекта возрастает примерно до 75 тысяч. А мы ещё и во вкус не вошли.

      Но пока мы перестаём на некоторое время тратить деньги и начинаем музыкальную паузу. Я не шучу, теперь мы включаем играть любимую группу, выкручиваем ручку громкости до разрешенного тёщей предела и слушаем. Недели две. Привыкаем к звуку нашего помещения. Обращаем внимание на то, как звучат низкие и высокие частоты, как звучит бас, ударные, другие инструменты. Слушаем и запоминаем. Эта информация должна крепко-накрепко сесть в спинной мозг, нужно сформировать у себя в памяти образ того, как именно ХОРОШО в вашей комнате звучит музыка. Никакой эквализации, слушаем то, что записано на фирменном любимом диске. Если помещение звучит ну совсем уж отвратительно, ладно, эквалайзер покупаем и ставим между платой и мониторами, наруливаем один раз и больше не трогаем никогда под страхом порки. Но лучше без него, лучше так привыкнуть.

      Внимание, вторая хитрость. Если вы хотите провести время в своей студии радостно, без слёз, купите ещё хороший источник бесперебойного питания и запитайте звуковой интерфейс, один основной компьютерный монитор и сам компьютер от бесперебойника. Не пожалеете, клянусь. Это ещё тысяч пять. Бюджет вырос до 80-ти. И тут сразу и третья хитрость. Вам очень пригодится USB-хаб с автономным питанием. Чем больше дырок, тем лучше. У меня D-Link на восемь отверстий. В бюджет не включаю, они недорогие. Водки один раз не попьёте и купите.

      И немедленно тратить деньги дальше. Купим наш первый конденсаторный микрофон. Пусть у него будет мембрана побольше. Пусть у него будет переключатель понижения чувствительности на -10 децибелл. Пусть у него будет отключаемый обрезной фильтр низких частот. Остальное на ваш вкус. Больше десяти-двенадцати тысяч тратить нет никакого смысла из-за всё той же пресловутой плохой акустики. Я остановился на AKG C3000B тысяч кажется за восемь. Присмотритесь также к отечественному производителю. Купив поп-фильтр, пару шнуров и стойку добьём сумму до десятки и увеличим общий бюджет до девяноста тысяч.

      Ну вот, можно наконец работать. И начнем мы работу с закупки (у нас денег куры не клюют) программного обеспечения. Для работы нам совершенно необходимы: а) DAW. То есть многодорожечный рекордер, совмещённый с миди-секвенсором. Их сейчас развелось как собак осенью, но я верен сонару 8.5 x64 и не версией больше. Не спрашивайте, почему, это очень личное. б) Аудиоредактор. Например, Adobe Audition 3. Шумодав у него хороший, ну и вообще. в) Питч-корректор. Встроенный в сонар - полное барахло, поэтому выбор невелик, Celemony Melodine 3, делать нечего. г) Менеджер виртуальных дисков. Alcohol 120% меня вполне устраивает. д) Болванки жжем, смеёмся. Nero Burning Room. е) Кодеки, плеер, конвертор форматов. K-Lite codec pack, плеер там внутри, и ещё jetAudio в качестве конвертора, я к нему почему-то привык. ж) Семплер. Тут и думать не надо, Native Instruments Kontakt 4 самой свежей версии, что найдётся на любимом rutracker.org (спокойно! мы потом всё это обязательно купим! клянемсо!)

      Теперь, когда с программным обеспечением разобрались, займёмся... программным обеспечением! Поиск VST/DXi плагинов и инструментов, их выбор и использование выходит за рамки статьи, но уж названия производителей, о которых вы сами потом спросите яндекс, я обязан вам назвать: iZotope! Nomad Factory! Waves! Sonnox! Voxengo! Lexicon! Toontrack! BFD! Abbey Road! Scarbee! Trillian! Garritan! И много, очень много всяких других. Нет, не зря у нас два терабайта в компе, не зря. Их вам очень скоро перестанет хватать, вот увидите.

      Ура. У нас есть необходимый минимум для того, чтобы записать наш первый шедевр на вполне профессиональном уровне. И это стоило нам всего девяносто тысяч рублей.

      И тут - внезапно! - мы стали гитаристы. Опа... Тут главное сберечь башню. Я спохватился на попытке купить седьмую гитару. Стратокастер надо? Басуху надо? Леспол надо? Телекастер надо? Арктоп надо? У кого нет SG, тот не любит AC\DC? Классику нейлоновую надо? Дредноут надо? Резофоник надо? Двенадцатиструнку надо? Укулеле надо? Чарангу надо? Мандолину надо? Банджо надо? В-общем, прощай, мой милый друг. В это плаванье отплывают без обратного билета...

      Но, если серьёзно, то для классики типа Strunal за 12 тысяч и недорогого леспола тысяч за 18-ть должно хватить. И потратим ещё десятку на мастеров.  Струны самые хорошие поставим. Причешем лады. Струнал оборудуем пьезой и преампом. В лесполе поменяем датчики и задний бридж на более другие. Артековские датчики лично меня сделали счастливым. А ещё можно сделать отсечки одной катушки на обоих датчиках, тогда страт можно не покупать. И бигсби привинтить. Покрасить потом и выбросить. Шучу.

      Бах! И мы стали беднее на сорок тысяч.  Непростое это дело, студию строить. Бюджет уже 130. А мы про гитару только думать и начали. Её же надо куда-то воткнуть! Тут нас начинает раздирать противоречие. Хочется воткнуть гитару в гитарный крутой стек. Но мы всё время помним, что места мало и соседи, сволочи, милицию вызывают чуть что не так...

      Поэтому. Пора заводить рэковую стойку. Юнитов на 10 пока, не больше. Сама стойка - это две ножки с дырками и набор винтиков к ней. Цена - три копейки.

      В эту стойку поместятся со временем всякие приборы. Во первых, мечта первоклассника - Line6 X3 Pro. Он прекрасно втыкается в вашу E-MU по цифре при помощи двух коаксиальных шнуров. Тридцать каких-то тысяч - и вас на полгода в этом мире нету. Потом вам стремительно начинает не хватать "теплоты" и "ламповости" и вы покупаете ламповый преамп. AMT SS-10 пополняет нашу рэковую стойку тысяч за двенадцать. Потом вам со страшной силой хочется бустер, скример, квак и компрессор. В один из таких позывов у меня под стойкой рядом с EMU приютился оптокомпрессор с гейном на двух лампах от Electro-harmonix. Black Finger он называется. Тысяч семь-восемь, не помню точно. И ещё пара коробочек, недостойных упоминания. Но экспериментаторам намёк: присмотритесь к педалькам фирмы DwarfCraft. Очень смешные педальки. Их, правда, у нас практически не купишь, но мы же придумаем чего-нибудь, да?

      И тут вы всё-таки понимаете, что всё равно без гитарного стека вам не жить. Не спешите покупать кабинет и голову, вам их некуда ставить и соседи вас точно убьют. Этот приступ можно подавить небольшим ламповым комбоусилителем. Традиционно спорят друг с другом отечественный Yerasov Gavrosh 8 и китайский Fender Champion 600. Я за фендер. 10 тысяч.

      И тут... вы не устали? Тут выясняется, кто с комба надо снимать звук микрофоном и вы уже задолбались каждый раз таскать туда-сюда ваш единственный С3000B. И вы идёте в ближайший магазин и покупаете что попало. Например мне в соседней лавке попало Shure SM58 за пять тысяч. И пятьсот за настольную микрофонную стойку "гусиная шея" - у комба красиво смотрится.

      Мы внезапно потратили около шестидесяти тысяч, увеличив общий бюджет студии до 190 тысяч рублей. Жигули можно было купить. Две.

      И тут случается страшное. Мы окинули взором нашу студию и поняли, что чего-то в ней не так. Только представьте: стоит стол, слева от него журнальный столик. На стене висят мониторы звуковые, к столу на струбцинах крепятся мониторы компьютерные. На журнальном столике стоят комп и рэковая стойка, под столиком ютится комбарь, обложенный диванными подушками, со смотрящим в него микрофоном... Поодаль на подставках болтается пара гитар... Батюшки-святы! Стол-то! Стол-то пустой! Там кроме компьютерной клавиатуры и мыши ничего нет!

      И это, граждане, попадалово. В одно ухо вам нашептывает дьявол всякие соблазнительные слова типа "рабочая станция", "аналоговый синтез", "эмулятор хаммонда" и всё такое, а с другой стороны слышится робкий голос про "купи себе недорогую миди-клаву и успокойся". Только кто его слушает, этот робкий голос...

      KORG M3M - 60 тысяч. С рук. Если повезет. В рознице новый даже и не смотрите, плакать хочется. Они совсем озверели. А сколько в него дополнительная память стоит - рука сама тянется к кобуре.

      Clavia Nord Electro 3. Новый - 60 тысяч минимум. И с рук подержанный не найти, потому что дураков нет его продавать, раз в сто лет такое бывает совсем уж от отчаяния.

      MOOG Slim Phatty. Новый - 30 тысяч минимум. С рук тоже практически не продаётся, такие вещи покупают люди, точно знающие, чего они хотят. И уши к нему рэковые отдельных денег стоят. И фиг найдёшь.

      Да, у Норда колёс тона и экспрессии нету, сам знаю. Поэтому рядом ещё мотается маленькая миди-клавиатура M-Audio Oxygen 8. Денег на неё немного пошло, не будем её считать.

      И тем не менее мы попали красиво на 150 тысяч. Общий бюджет скачкообразно вырос до трёхсот сорока. И это не конец, потому что M3M морально устаревает на глазах и его совсем скоро захочется менять на новенький KORG Kronos, а Nord Electro 3 руки чешутся сменить на последний Nord Stage, а ещё докупить ещё таких же мугов минимум пару штук (они одноголосые и меж собой дружат по миди, самостоятельно разбирая взятый аккорд на голоса). Или вот Nord Rack 3 в стойку хочется до слёз, хоть он и по питанию глючный, говорят, и вообще больше не производится. А плевать. Это же фетиш... Ну, или хотя бы вторую его версию взять, она попроще немного, но зато работает как часы.

      Зато теперь вы понимаете, зачем нужен был USB-хаб? Считаем usb-подключения к компу: 1) EMU, 2) Nord, 3) M3M, 4) Oxygen, 5) Back-UPC, 6) камера :) 7) MOOG, 8) X3Pro... Всё. Отверстия в usb-хабе закончились. А устройства только начались.

      Коммутацию делаем так: X3Pro, как я уже говорил, приезжает в цифровой коаксиальный вход EMU. В него во фронтальные инструментальные входы включаем Nord. KORG M3M включается тоже в EMU по цифре - оптическими шнурами. Муг - в линейный тыловой вход X3pro. Второй линейный вход занимает выхлоп с SS-10, если играем тихо, в наушники. Компрессором греем по мере необходимости разрывы то преампа, то X3pro. Если же играем громко, то компрессор, потом предусилок, потом комбарь, а с него микрофоном в преамп EMU, если чистый звук, или в преамп X3pro, если тянет на эксперименты... И при этом при всём ещё три преампа в любой момент времени остаются свободными под голосовой микрофон и под ещё что хочешь. А если совсем придавило, то втыкайтесь в M3, там тоже есть стереовход и его можно или пробросить насквозь, или прогнать через встроенные эффекты (а их там восемь одновременно: пять назначаемых плюс два разрыва, плюс один мастер).

      Таким образом все источники звука у вас остаются постоянно подсоединенными, ничего практически дёргать не приходится, полный комфорт и творческая свобода. И стол теперь не выглядит пустым, на нём в качестве мастер-клавиатуры постоянно прописан Nord и остаётся ещё куча места под клавиатуру и мышь. Спасибо струбцинам, которые держат компьютерные мониторы, без них места на столе оставалось сильно меньше.

      Хитрость номер четыре. Рядом со стойкой положите удлинитель типа "пилот" розеток на шесть с кнопкой включения. И в него включите всё, что у вас в стойке и около. Чтобы у вас одной кнопкой втыкалось питание преампа, муга, пода, корга, норда и компрессора. Экономит время и нервы.

      Маленькая хитрость номер пять. У нас ведь чего получается? - Всё MIDI у нас получается USB-шное. Это страсть как удобно. За одним исключением. Норд, хоть и имеет usb-подключение, НЕ умеет по нему гонять MIDI. Я всё проклял, пока до меня это дошло. Поэтому пришлось за две тысячи докупить USB2MIDI фирменный шнурок всё от той же E-MU. И всё встало на свои места.

      По цифре были проблемы, куда ж без них. Стабильно зажило всё только на 48ми килогерцах и при внешней синхронизации EMU от корга или пода. Но оно того стоило. У вас в системе теперь на выбор два прекрасных DSP, то есть, по-нашему, два блока эффектов. Вы в любой момент внутри вашей DAW делаете внешнюю петлю, назначаете на неё цифровые вход и выход EMU и кнопкой на самой EMU выбираете КОРГ или ПОД. А уж там внутри засунуто эффектов - мало не покажется. В последней прошивке ПОДа под дружный смех в зале появился даже вокодер. И в корге он тоже имеется. Кому вокодер? Вокодер кому?

      Итак, коротко пробежимся для непосвящённых. KORG M3M - это бесклавиатурный звуковой модуль. Обширный банк звуков и эффектов. Он же семплер. Он же секвенсор на 16 дорог. Он же программируемая навороченная автоиграйка. Он же вокодер. Нас из этого интересуют в первую очередь звуки и эффекты. Их всех там много. Живёт он у меня верхом на системном блоке, больше его деть некуда. Но рулится он весь с компа и его можно хоть под стол торчком сунуть, не вопрос.

      MOOG slim phatty - одноголосый аналоговый синтезатор, источник мощи и трепета. Муговский аналоговый резонансный фильтр - это надо слушать, этого в словах не передать. Живёт в рэковой стойке.

      Clavia Nord Electro 3. Эмулятор трёх разных электроорганов, включая Хаммонд Б3, причем с прекрасным виртуальным лесли, темброблоком с вращающимся динамиком. А также эмулятор рояля. А так же семплер с огромной библиотекой звуков. И всё это через собственный эффект-процессор отличного качества. Только перегрузов три разных. Живёт на столе.

      Теперь бы ещё аналоговых подкладов хороших откуда-нибудь взять. Так и приходит на сцену желание купить Nord Lead Rack 2. Тысяч пятьдесят. У него голосов одновременно штук 20-ть на тембр и самих тембров одновременно 4 штуки. Это вам не муг. В четыре руки можно играть. И в стойке как раз место есть. Или вот ещё есть такой KORG Radias...

      А уж тему духовых инструментов я тут вообще не затрагиваю, даже и не пытаюсь. Но на всякий случай вы морально готовьтесь к внутренним позывам купить кларнет, тубу, гобой, саксофон, волынку, блокфлейту, дудук, сопилку, баян и мелодику.

      И барабанную установку купить с резиновыми миди-пэдами (тридцать тысяч сразу). И перкуссии разной, начиная от джембе и заканчивая громадным ксилофоном, вам тоже будет хотеться постоянно. И дидли-боу вы себе сами сделаете будущим летом. И не важно, что вы сейчас не знаете, что это такое. Короче говоря, тут попадание ещё тысяч на сто происходит совершенно естественно и незаметно.

      И вот вы уже успешный саундпродюсер, к вам стоит очередь на аранжировку, на запись, на сведение и просто на прах под ногами поцеловать. Примерно в этот момент вам понадобятся два-три устройства.

      Про одно из них, я уверен, вы уже раз сто сами спросили: а микшер-то? Пульт-то как же? Да никак. Он дома без надобности. Ну, есть пульт, да. Валяется дешевая компактная десятиканалка от беринжер где-то. Раз в год вынимаю по случаю. Например, он иногда нужен, когда студия превращается в репетиционную базу на пару-тройку музыкантов. Тогда да, без микшера тяжело. И в этой же ситуации нужен очень хедфонредистрибьютор. Это умное слово я сам только что придумал, а на практике это "раздатчик наушниковый". Чтобы всем раздавать по ушам. Не важно, какого он будет качества, лишь бы дешевый. Десять тысяч максимум за оба прибора.

      И последнее. Рано или поздно доморощенный звукорежиссёр лишается девственности. То есть высовывает нос из своей домашней студии и отправляется в люди что-нибудь где-нибудь записывать. В этом случае вся ваша студия вам не поможет, не потащишь же её с собой на концерт? Да и каналов в ней всего четыре. Сразу вспоминается старый анекдот про то, как правильно записывать ударные, если есть всего три микрофона (Ответ: один в бочку, два в руки).

      Так вот. Портостудия ZOOM R24. Стоит двадцатку плюс три за карточку. Восемь каналов одновременной записи в течение восьми часов. Все с преампами. На половине каналов фантомное питание. Может питаться от USB и при этом быть восьмиканальным интерфейсом для ноутбука (если найдётся идиот таскать с собой ещё и ноутбук). Или просто флешкой. Может быть микшером, то есть  директ-мониторинг входов присутствует. И самое приятное - их таких портостудий можно купить две штуки и соединить между собой обычным USB-шнуром. И тогда у вас из невесомого рюкзака на глазах восхищённой публики достаётся 16 каналов одновременной записи. 24 бит. 48 килогерц. А это уже запись полноценной живой группы, причем барабаны вы пишете каждый отдельно. И ещё оно на батарейках может работать. Чистое, ничем не незамутнённое счастье за два раза по двадцать три - за сорок шесть тысяч. А ритм-машину и семплер туда просто так приделали, чтобы было.

      Так, слово за слово, мы потратили около полумиллиона на скромную домашнюю студию. А теперь мне пора. Санитары приехали.

    • Анна Каргу "Краткая история нашей студии"

      Как-то, обнаружив у себя склонность к музицированию, мы решили собрать домашнюю студию. По-быстренькому и подешевле, что несомненно вышло нам боком.  Миди-клавиатура M-Audio Keystation 88es и звуковая карта M-Audio Audiophile 192, к счастью, обитали в нашем доме давно, а чтобы от басов фортепьянных душа содрогалась были приобретены мониторы. Мониторы кустарного производства, не имеющие названия, взяли с рук, поскольку одна баба сказала, что делает их страшно профессиональный парень, к которому за мониторами слетаются люди со всех краев бывшего СССР. Мы важно покивали репами и отдали 10 тысяч кровных, за, мягко говоря, странный звук.

      Не отанавливаясь на достигнутом, прикупили "универсальный" "ламповый" преамп фирмы ART (какую-то бюджетную модель), самый дешевый микрофон из имевшихся в ближайшем магазине, электрогитару типа "Самопал" и наушники AKG K-66. Наушники эти очень хороши, вот только они полуоткрытые, поэтому просачивается звук. В качестве бас-гитары поначалу планировалось использовать имевшийся в закромах "Урал", но вскоре выяснилось, что на нем не только не реально играть, но даже настроить его невозможно. Потому сей музейный экспонат был оставлен в покое, а мы решили поначалу ограничиться компьютерным басом.

      Самая же главная наша ошибка заключалась в том, что мы не пытались научиться даже азам  звукорежиссуры. Быстренько пролистали книжку по Nuendo, что-то выяснили методом тыка - и понеслось. За полгода мы состряпали "альбом" и поначалу были  даже счастливы. Но после того, как эйфория выветрилась, мы поняли, что получилась конечно же дрянь. Гитара фонила и визжала. Голоса звучали тускло, с примесью естественной реверберации (никакой звукоизоляции у нас не было), и местами опять же фонили. Треки толком не были обработаны и вообще полноценного сведения не было.

      Тогда мы принялись читать соответствующую литературу, я ездила на консультации к профессиональному звукорежиссеру, торчали на тематических форумах. В общем, учтя свои ошибки, оборудование стали постепенно менять. Бас и гитару купили из сравнительно дешевых - фирмы Ashtone. Но, по крайней мере, гитара не фонит на дисторшне в отличие от предыдущей. Бас настраивается, и играть на нем удобно.

      Приобрели микрофон AKG С3000B и к нему ламповый преамп DBX 386. Вот тогда мы и узнали, что значит тот самый "теплый ламповый звук", о котором так долго говорили большевики. Козлиный голос вокалиста зазвучал с новыми приятными оттенками, и даже непопадание в ноты стало менее заметно. Дабы избежать естественных звуковых отражений, вокал пишется под пуховым одеялом. Очень жарко, но искусство требует жертв! Единственный оставшийся недостаток в плане записи вокала: мы до сих пор не разорились на закрытые студийные наушники, поэтому чуть-чуть звука из наушников при записи вокала проникает, но в миксе этого не слышно, так что проблема не так уж велика.

      Для записи гитары и баса пробовали разные варианты, и в конце концов пришли к тому, что записываем их через процессор Line 6 X3 Live. У этого устройства отменный спикосимулятор и большой набор различных эффектов.
      Мониторы купили уже полюбившейся нам фирмы M-Audio  (модель BX8а) и сразу ощутили разницу. Также появился у нас усилитель для наушников ART HeadAmp V. Хочу заметить, что при сведении, хоть и следует ориентироваться на мониторы, стоит производить контроль и в наушниках - в них более заметны шумы и переизбыток ревера.
      На данный момент достигнутыми результатами вполне довольны. Нам удается довольно качественно записывать партии вокала и электрических инструментов. Значительных успехов удалось достичь и в плане сведения и мастеринга. Здесь далеко не все идеально, но, это уже вопрос опыта, а не оборудования. Постепенно совершенствуемся.

      Наверное, собирая студию мы не всё сделали наилучшим образом, но всё же позволю себе дать несколько советов тем, кто собирает свою студию сейчас, или планирует заняться этим в скором будущем.

      Спрашивайте советов у всех компетентных людей, которые смогут и захотят вам помочь. Кто точно захочет помочь, так это продавцы магазинов музыкальных инструментов и оборудования. Многие из этих магазинов имеют свои форумы в Интернете, так что вы можете получить консультацию не выходя из дома. Нужно лишь сообщить каким бюджетом располагаете, какую музыку собираетесь записывать и т.д. Лучше проконсультироваться в нескольких местах.  Вопреки мифу о том, что музыкальные продавцы жестоки с чайниками, мы от них получили немало нужных и добрых советов (как виртуально, так и в реале). Хотя магазин магазину рознь. Доводилось сталкиваться и с хамством, а в одном месте даже то ли с некомпетентностью, то ли с желанием втюхать совершенно неподходящую нам вещь.

      Если есть возможность, проконсультируйтесь у какого-нибудь профессионального звукорежиссёра. Однако следует учесть, что у профи со стажем выработались конкретные предпочтения, а в реальности всё более вариативно. Кроме того, у большинства звукачей и музыкантов с большим стажем предубеждение (далеко не всегда оправданное) против цифровой техники.

      Неплохо также узнать мнение не профессионалов о той аппаратуре, которая вам по карману. Гитаристы, играющие на инструментах за 40 и более тысяч, часто говорят, что все гитары дешевле пятнашки звучат одинаково плохо, а это не так.

      Не стоит обольщаться именами крутых фирм. Один и тот же бренд может выпускать оборудование разной ценовой категории и соответственно разных возможностей. Если вы можете позволить себе купить только совсем дешёвую продукцию - часто лучшим вариантом будет не слишком престижная фирма, потому как отсутствует наценка за имя.
      Бывает, что лучше немного подкопить, чем покупать то, на что хватает.

      Если вы соберете свою студию даже из самой шикарной аппаратуры, без знаний и опыта с области звукорежиссуры качественного звука вы не добьётесь. Кстати, если вы желаете получить запись с намеренно "грязным" звуком, как принято в некоторых экстремальных стилях, не надейтесь, что для этого вам не нужно учиться. Сделать "грязный" звук (чтобы это выглядело концептуально, а не как ошибка звукорежиссёра), пожалуй, даже сложнее чем "чистый".

      В заключение хочу сказать, что обладая собственной студией вам не придётся подстраиваться под чей-то график, торопиться успеть записать всё в оплаченное время, и вообще вы можете творить в собственной квартире вместо того, чтобы тащиться к чёрту на рога – туда где подешевле почасовой тариф.  А собственноручное осуществление записи, сведения и мастеринга даёт вам безграничный простор для экспериментов и возможность сделать всё так, как хотите именно вы. Так что вперед - от замысла к воплощению!


      Анна Каргу

    • Артур "На мансардной крыше загородного дома я построил студию для перезаписи в 5.1."

      Ограждающие конструкции помещения имели следующие поверхности: стены – бетонные блоки, потолок - деревянная подшивка, пол – дощатый настил по деревянным балкам (при проектировании учитывалось, что нагрузка на перекрытие в средних зонах между осями «Г-В» и «Б-А» не должна превышать 400 кг/м.

      Потолок имеет сложную конфигурацию по форме четырёхщипцовой крыши (на плане показаны направления уклонов и высоты, прилагается и разрез по двум осям).

      Для создания студии я использовал первую половину комнаты.

      для этого было необходимо :

      1) протянуть силовые кабели. Протягивать новые электрические кабели необходимо непосредственно от входного электрического щитка в здании так, чтобы наша электрическая сеть не имела общих участков с другими потребителями. Для питания студии нам пригодятся все три фазы. В целях противопожарной безопасности, провода протягиваются в металлорукаве.

      2) сделать заземление. (Для этого сквозь наружную стену здания пробили дыру, через которую собственно и завели шину от штырей заземления. Предусмотреть ввод и вывод систем вентиляции и кондиционирования.

      3) Заложить окно кирпичем. Возвезти стены-перегородки. Одну, которая разделит комнату на две равные части. Вторую, которая отрежет лишний кусок в студии (возле лестницы) - получившуюся комнатку мы будем использовать для шумного оборудования.При возведении стен необходимо сразу же оставлять отверстия для воздуховодов, прокладки мультикоров и пр. Никаких проемов для дверей оставлять нет необходимости: вход во все 3 комнаты -со стороны лестницы.

      4) Подготовить место для двери. Ее Размещение будет в прежнем месте. Перед тем, как приступать к звукоизоляции, нам нужно избавиться от старой двери. Так как мы не планируем использовать большой микшерный пульт, высота дверного полотна может быть не больше 2-х метров, а ширина - не более 70 см. Дверь (на петлях) должна быть тяжёлой для обеспечения больших акустических потерь, обладать антирезонансными свойствами, плотно сидеть в дверных коробках. Для изготовления дверной коробки используем деревянный брус 200х50 мм или 150х50 мм. дверная коробка устанавливается в дверной проём так, чтобы по периметру она выступала из каркаса акустической оболочки внутрь помещения на 20-60 мм. Во время установки дверной коробки следует обеспечить её наклон на 2-3 градуса в сторону закрывания (двери будут стремиться к закрытию уже даже под собственным весом). После этого дверная коробка прибивается к вертикальным боковым и верхнему направляющему брускам каркаса акустической оболочки 100-мм гвоздями, а также к полу.

      5) Сделать звукоизоляцию. Так как у нас есть ограничения по нагрузке на полы + не желательно сильно сужать пространство студии + студия находится в жилом доме, для звукоизоляции стен и потолка мы будем использовать панельную систему высокого уровня “Зипс-система”. (размер панелей 1500/500мм, толщина панели - 120мм, вес - 21кг,поверхостная плотность системы-39,5 кг/кв.метр коэф. звукопоглощения - 0.6)


      1.JPG  2.JPG



      Альтернативы «плавающему полу» у нас нет, ибо все остальные варианты могут свести на нет эффективность работы всей звукоизоляционной оболочки. Для звукоизоляции межэтажных перекрытий мы взяли сборную панельную систему базового уровня “ЗИПС-ПОЛ Модуль”, которая состоит из двухслойных сэндвич-панелей толщиной 75мм (состоит из комбинации “жесткого” слоя ГВЛ и “мягкого” слоя базальтового волокна, а также имеет 8 виброизолирующих S-опор), двух облицовачных листов ГВЛ толщиной 10 мм, и финишного листа-фанеры 18мм. Рабочий размер панелей: 1500/500 мм, вес - 19 кг.

      6) Сделать звукопоглощение. До этой процедуры время реверберации помещения составляло 3

      секунды.


      3.JPG



      После проделанных работ по звукоизоляции оно составило 2.5 сек. Мы же добивались времени реверберации 0.3 секунды.

      Покрытие стен: Shumanet SK, OVA LUX 64.

      Покрытие потолка: Shumanet SK, .

      Покрытие пола: Plaster Board(1), Gyp. Plaster Board(3).


      4.JPG


      5.JPG


      6)Занести мебель: стол, 3 кресла.

      7) Аппаратура:

      1)цифровой контроллер “Digidesign ICON D-Command ES 16 Fader Expander Module


      6.JPG


      540 000 (здесь и далее все цены указаны в рублях).

      1.1 Консоль (имеет возможность расширения до 24 фейдеров)

      1.2 ProTools HD

      1.3 XMON analog monitoring (up to 5.1 surround) and communications system

      2) 2.1 Кинотеатральный Full HD LCD-проектор Sanyo PLV-Z700. -117348руб

      2.2 экран ELITE SCREENS R100WH1 - 46350

      3) Компьютер MAC с двумя мониторами - 140 000

      4) Устройство бесперебойного питания APC Symmetra LX 8kVA (5,6 kW)

      5) мониторы

      5.1 фронт – JBL 3632T (3-полосная система Screen Array 2х15'+2х6,5'+1,75', LF 500Вт M/HF 150Вт HF 50Вт, 30Гц-20кГц, чувствительность 104 дБ 1Вт/1м, максимальное давление 126/132дБ, пассивный кроссовер 450 Гц+2 кГц, состоит из LF секции 3639 и M/HF секции 3632-M/HF, ВхШхГ: 1937х762х450. (83 830),

      5.2 канал сабвуфера – JBL 4642A Тип: концертная, пассивная, фазоинверторного типа • Акустическое излучение: монополярная • Состав комплекта: 1 громкоговоритель • Тип излучателей: динамические • НЧ-излучатель: 2x 457.2 мм • Размеры (ШхВхГ): 1219x762x610 мм • Вес: 98 кг • Количество полос: 1 • Мощность: 2400 Вт • Максимальная мощность: 4800 Вт • Импеданс: 3.20-4 Ом • Диапазон воспроизводимых частот: 50-500 Гц (59 230)

      5.3 surround - JBL 8340A (Частотный диапазон - 45 Гц - 18 кГц (-10dB)

      Частотная характеристика - 75 Гц - 16 кГц (-3 dB)

      Номинальная дисперсия - 100° x 80° (Гор. x Верт.)

      Чувствительность - 96 дБ, 1Вт@1м

      Номинальная мощность - 250 Вт (100 часов)

      Номинальное сопротивление - 8 Ом

      Частота кроссовера - 2.2 кГц

      Громкоговорители : НЧ 10 (250мм) ВЧ 1 driver (25мм)

      Габариты (высота x ширина x глубина) - 457 х 457 х 260 ммВес (нетто) - 8,6кг)-(14 820)

      5.4 усилитель “Star sound st-1200” - 46 882

      6) кабели

    • Руслан Руф "Что для музыканта домашняя студия?"

      Что для музыканта домашняя студия? Да, пожалуй, всё. В ней рождаются новые и совершенствуются существующие идеи, встречаются коллеги по творческому цеху, поднимаются бокалы за успех и скрупулёзно анализируются причины провала.

      Будучи вместилищем всех радостей и горестей музыканта, домашняя студия должна быть максимально комфортной и вместе с тем функциональной. Но достигается это, как правило, не сразу.

      С чего же тогда начать? Да хотя бы с того, что можно себе позволить на текущий момент. В далеком 2000-м для меня это была бытовая стереомагнитола, «самоиграйка»   Yamaha да микрофон для караоке. Впрочем, по сравнению с примитивным, практически детским синтезатором и наушниками от плеера в качестве микрофона даже такая аппаратура являлась существенным прогрессом, и записи для мероприятий «местного значения» выходили вполне приемлемыми. 

      Но бесконечно так продолжаться не могло. Цифровые технологии звукозаписи становились всё доступнее, и вот роль сердца домашней студии принял на себя компьютер со звуковой картой Creative SB Live. «Ямаху» сменила MIDI-клавиатура, а магнитола стала использоваться в основном как акустическая система или чтобы «скинуть» что-то на кассету (в начале нулевых этот носитель ещё оставался актуальным).

      Так начался экспериментальный этап становления студии. Штудировались бумажные книги и электронные справочники, бесконечно устанавливались и удалялись программы. В итоге к концу 2002 года я остановился на Cakewalk SONAR в качестве основного хоста, PG Music Band-in-a-Box для автоматического создания аранжировок и Steinberg Wavelab для детального редактирования аудиоданных.

      Определившись с программным обеспечением, было бы неплохо подумать об аппаратуре, которая в то время в основном бралась в аренду. К 2004 году помимо компьютера всё с тем же SB Live в списке собственного «железа» появились микшер Behringer UB1204 и микрофон Shure C606. Это уже позволяло, затратив определённые усилия на «подшаманивание» звука, но зато не прибегая к посторонней помощи, записать фонограмму на мероприятие или песню для размещения на сайте.

      Год спустя период экспериментов, проб и ошибок окончательно сменился периодом открытий. Первым из них стала профессиональная звуковая карта дешевле 5000 рублей, а именно M-Audio Audiophile 2496. Звук кардинально изменился в лучшую сторону, что в свою очередь привело к увеличению заказов на запись, а значит, к новым творческим задачам и к возможности запастись финансами на дальнейшее развитие студии: карта M-Audio уже совсем недвусмысленно показывала, что бытовой акустической системы для студийной работы недостаточно. Мало устраивал при записи и почти «караочный» Shure C606.

      Наконец, в 2006 году я приобрёл конденсаторный микрофон Behringer C-1 и пару мониторов ближнего поля Behringer MS-40. Сказать, что я был счастлив – не сказать ничего. Первый день после покупки (благо, он был выходным) я не занимался ничем другим кроме прослушивания фонограмм через мониторы, пребывая таким образом в одной из высших степеней блаженства.

      Но на следующий год появилось новое требование к студии — мобильность. Записать концерт, озвучить мероприятие, наконец, просто переехать в другой город — со стационарной аппаратурой эти задачи не так просты.

      Поэтому связка стационарный компьютер-звуковая карта-микшер весной 2007 года уступила место ноутбуку с USB-аудиоинтерфейсом Behringer BCA2000.

      Увы, приобретя мобильность, пришлось многое потерять. Во-первых, входной сигнал не мониторился на выходе S/PDIF, значит, при коммутации приходилось использовать только аналоговое соединение (хотя у мониторов Behringer MS-40 был успешно работавший с M-Audio Audiophile 2496 цифровой вход). Во-вторых, шестая версия Cakewalk SONAR с новым интерфейсом «тормозила», и пришлось вернуться к четвёртой. В-третьих, не воспроизводились аудиофайлы с оптических дисков, кроме Audio-CD. В итоге после года активной мобильной эксплуатации Behringer BCA2000 в нём испортилась пара потенциометров. Поскольку свою цену девайс к тому времени уже окупил, немедля было решено приобрести E-mu 1616. У этого аудионтерфейса был, пожалуй, лишь один недостаток — отсутствие автоматической смены частоты дискретизации. Но поменять частоту вручную при переходе от одного приложения к другому большой трудности не представляло, а прекрасное звучание и практически полная безглючность и вовсе заставили воспринять ручную смену частоты дискретизации как должное.

      Меж тем мониторы Behringer MS40 сменились на KRK RP5, а микрофонный парк пополнился Shure Beta58, Behringer C-3 и NADY RSM-4. О последнем микрофоне стоит сказать особо. Являясь ленточным, он требует щадящей эксплуатации, а по диаграмме направленности представляет собой «восьмёрку». В условиях неподготовленного помещения домашней студии это не всегда хорошо, но уж если требуется мягкий винтажный звук, RSM-4 можно заменить разве что другим ленточным микрофоном.

      Период 2008-2009 годов можно, пожалуй, признать наиболее стабильным в истории моей домашней студии. Оборудование устраивало по всем параметрам и практически не менялось, разве что «конденсаторник» Behringer C-3 сменился более качественным CAD GXL3000. Но к 2010 году ноутбук трёхлетней давности уже с трудом «вывозил» даже не самые последние версии программного обеспечения. Всё актуальнее вставал вопрос о замене, тем более что интерфейс PCMCIA уже был вытеснен Express Card, и продать E-mu 1616 становилось всё сложнее.

      К счастью, в июле 2010 года представился случай избавиться от старого оборудования. Что ж, продажа старого «железа» — хороший повод упорядочить требования к новому.

      Итак, имеем не очень большую домашнюю студию для собственного творчества, периодически задействуемую в коммерческих проектах.

      Если предполагается работа за деньги, клиент не особенно захочет ждать, пока «проглючится» программа или отрендерится микс. Поэтому производительность компьютера должна быть на высоте.

      Надо подобрать и аудиоинтерфейс, который обеспечит стабильную работу приложений при одновременной записи 4-6 источников, а в перспективе его можно будет легко продать или подключить к более мощному компьютеру. Крайне желательна в таком интерфейсе возможность подключения двух пар наушников. Отдельным тонзалом студия пока не располагает, а значит, сигнал из мониторов при записи может просочиться в микрофон.

      По сложившейся традиции, для обеспечения мобильности и повышения энергоэффективности в качестве основного компьютера студии я использую  ноутбук. Самыми современными и производительными на момент приобретения были решения на основе процессора Intel Core i7. По результатам анализа имевшейся в наличии техники было решено приобрести Samsung R590 с процессором Core i7-620M. Его четыре ядра работают на базовой частоте 2,67 ГГц, при необходимости автоматически «разгоняясь»  до 3,2 ГГц. Добавляют творческих возможностей четыре гигабайта оперативной памяти и полутерабайтный жесткий диск.

      Конечно, отдав за Samsung половину цены аналогичного Toshiba, я не получил ни качественных встроенных динамиков, ни хорошей матрицы. Впрочем, для звукозаписи это не критично, а для работы с графикой в любом случае нужно иметь отдельный калиброванный монитор соответствующего класса.

      Что касается аудиоинтерфейса выбор пал на Lexicon U42S. Четырёх его аналоговых входов с предусилителями и фантомным питанием хватит для большинства задач, а ведь есть ещё S/PDIF. К тому же интерфейс USB 2.0 не скоро будет вытеснен чем-то другим. По крайней мере, обратная совместимость с USB 3.0 должна поддерживаться.

      Но приобретя оборудование и установив программное обеспечение, я столкнулся с неприятной проблемой. После относительно длительной записи или загрузки проекта значительным числом программных синтезаторов и эффектов возникало нарастающее выпадение отсчётов. Хотя оно «лечилось» отключением USB-разъёма, повторным его подключением и перезапуском приложения, прерывать работу на середине только из-за заглючившего аудиоинтерфейса было весьма досадно. Это обстоятельство побуждало к активному поиску способа решения проблемы. Переход на новую версию SONAR и даже переустановка операционной системы помогли, но несущественно. Было решено попробовать входящую в комплект поставки программу Cubase LE. Глюк исчез. Смотрим настройки аудиодрайвера — частота дискретизации равна 44,1 кГц. Те же параметры у Audacity – проблем нет.
      Значит, ключ к решению проблемы — снижение частоты дискретизации. В настройках SONAR довели ее до минимально приемлемых при записи 48 кГц. Результат — стабильная работа. В параллельно установленном SONAR более ранней версии частота дискретизации осталась равной 96 кГц — выпадение отсчётов продолжается.
      В дальнейшем настройкой ёмкости буферов записи и воспроизведения удалось достичь стабильной работы при частоте дискретизации 88,2 кГц, сохраняя при этом приемлемую задержку обсчёта сигнала. Проблема решена — система работает стабильно и с достаточным качеством. При этом хочу заметить, что внешняя обработка сигнала, даже динамическая, почти не требуется (для сравнения: на E-mu 1616 записать что-то достойное, не прибегая к помощи внешнего микрофонного предусилителя и динамического процессора, было не так-то просто).

      В заключение несколько слов о мониторных наушниках. В 2010 году в дополнение к уже использовавшимся на протяжении двух лет AKG K271 были приобретены Roland RH300. Обе пары наушников прекрасно друг друга дополняют. Контроль записи и основные этапы сведения можно доверить AKG как студийному стандарту де-факто, а для корректировки баса и стереообраза лучше применять Roland: сводя композицию с помощью одних AKG, на первом же концерте с использованием той фонограммы я убедился, насколько были задраны «низы». Таким образом, функция мониторов теперь сводится к «послушать музыку, показать результат заказчику» - ведь помещение, как уже говорилось, неподготовленное, и равнение при сведении только на мониторы может не очень хорошо отразиться на результате работы (хотя даже у недорогих моделей KRK с переносимостью микса всё было в порядке).

      Итак, моя домашняя студия после очередной модернизации снова радует стабильной работой. А что же посоветовать тем, кто о собственной студии только мечтает?

      Во-первых, непрерывно учиться. «Нет ничего практичнее хорошей теории», - сказал когда-то выдающийся физик Лев Ландау. Обладая достаточными знаниями, умениями и навыками, даже на посредственном оборудовании вы получите приемлемый результат.

      Во-вторых, тщательно обдумывать приобретение и замену оборудования. Соразмерны ли затраты действительному приросту качества и функционала? Не окажется ли эта техника через пару лет бесполезным грузом? Чего именно требуется достигнуть и какие проблемы решить с помощью того или иного устройства или программы?

      Ну, а третье пожелание — не забывать о творчестве. Делая что-то со звуком технически, мы выражаем этим какую-то идею, вызываем определённые ассоциации. Станет композиция заводным хитом или простым набором технических приёмов, зависит исключительно от вас.

       

      Руслан Руф,

      член Союза журналистов России

    • Логвиненко Антон "Как я построил свою домашнюю студию звукозаписи"

      P1010084.JPG
      Добрый день, меня зовут Антон.
      Эта история о том, как я построил свою домашнюю студию звукозаписи.
      Всё начиналось с некачественных работ в своей комнате возле компьютера. В какой-то  момент стало понятно, что это совсем не то, и я задумался о строительстве собственной студии. Я имел подходящее помещение полуподвального типа в своём частном доме, прямоугольной формы  3,0м х 7,0м. И хотя считал его маловатым для этих целей, все же незамедлительно начал строительство, поскольку по сравнению с моей комнатой  это был настоящий полигон для задуманного дела.

         Когда я первый раз пришёл в будущую студию, картина была такова: 'голые' бетонные стены, никакой проводки и соответственно электричества, дверной проём был в виде арки шириной 1,5 м, пол также был бетонный, без стяжки и других подготовительных работ. В комнате находилось много мусора и ненужных вещей.
      Предстоял целый год работы, но тогда я неочень-то задумывался над этим, т.к. знал -  всё получится!
      И.....я приступил...

      10P1010094.jpg

      После того как я вытащил огромную кучу хлама из будущей студии, были проведены штукатурные работы.
      Арка была частично заложена  кирпичом под стандартную дверь 90см.
      После этого я приступил к проводке.
      Свет было решено сделать настенный, по три лампы с каждой стороны комнаты.

      10P1010092.jpg

      После того как эти работы были закончены, я занялся полом. Его залили сухой смесью 'ровный пол', которая  равномерно растекается после нанесения.
      К этому моменту прошло уже 2 месяца с начала строительства.
      И вот передо мной встал один из самых серьёзных вопросов: делать ли вокальный бокс, и если делать, то как его расположить?
      После долгих раздумий, расчётов, перечитывания множества статей на эту тему, было решено сделать вокальный бокс, отделив полтора метра комнаты гипсокартонной перегородкой.  
      Перегородка состоит из профиля 100 мм, гипсокартона толщиной 12 мм с каждой стороны, внутрь была вложена акустическая минеральная вата в два слоя.
      В перегородку было вставлено окно размером 1,00 м х 1,30 м с двойным стеклопакетом, изготовленное по заказу, с учётом необходимой звукоизоляции. Дверное полотно шириной 60 см, доработанное уплотнителями, расположили с правой стороны перегородки.
      Полдела было сделано, и это внушало оптимизм.
      Далее предстояли отделочные работы и самое важное -  акустическая отделка помещения.

      Контрольная комната:

      10P1000695.jpg    10P1000694.jpg

         Стены и потолок обклеены толстыми обоями. На стенах с каждой стороны располагаются прямоугольные ловушки вдоль всей комнаты, состоящие из деревянного каркаса (бруски размером 1,5см х 4,0см), акустической минеральной ваты, сверху обтянутые спандбондом для предотвращения эмиссии волокон ваты, и тканью в цвет обоев.
      На потолке также располагается ловушка прямоугольной формы.
         Уже казалось, что работа идёт к концу, но самое интересное было впереди.

            Вокальный бокс:
      Заранее перед началом отделки через перегородку были проложены все необходимые кабели.
         Для шумопоглощения, ликвидирования реверберации, порхающего эха и т.д. было решено сделать следующую универсальную конструкцию:
      На стены были прикручены бруски 4см х 4см вдоль и поперёк, создавая тем самым каркас из прямоугольников 100см х 60см. Размер прямоугольников был спланирован под размеры листа минеральной ваты. В эти ниши были вложены листы акустической минеральной ваты. Но перед этим во избежание появления плесени и сырости, т.к. окно было только в контрольной комнате и помещение бокса не проветривалось, я начал делать в нем вентиляцию, пробурив отверстие в стене диаметром 110 мм. Туда была вставлена пластиковая сантехническая труба, а уже в неё - обычный кухонный вентилятор. 

      10P1010026.jpg  10P1000699.jpg

      После этих тяжёлых физических усилий была продолжена работа над акустическим оформлением вокального бокса. Как я уже сказал, в ниши деревянного каркаса были вставлены листы акустической минеральной ваты. Сверху стены были обтянуты спандбондом и тканью двух цветов (бордо и белый) в шахматном порядке. Потолок в вокальном боксе был обклеен пробкой. А на расстоянии 10см от верха я  подвесил ловушки, сделанные по той же схеме, как и те, что установлены в контрольной комнате. Перегородка со стороны вокального бокса также была обклеена пробковым деревом.
        И вот работы по строительству вокального  бокса были почти завершены, результат  был просто поразительный, несмотря на то, что не был готов пол.
         Пол решили изготовить из нескольких слоёв: пробковое дерево, подложка под ламинат, фанера 12 мм, пробковое дерево и ковролин.

      10P1000697.jpg

         И вот наконец-то наступил долгожданный день окончания строительства. На то, что бы превратить тёмное, холодное, грязное помещение в студию звукозаписи у меня ушло 12 месяцев работы.
         Многим покажется, что это очень долго, но поскольку я работал в основном один, и много времени уходило на изучение всех правил и аспектов как  просто строительства, так и конкретно студии звукозаписи, я считаю это вполне нормальным сроком.
         Результат меня удовлетворил на все 100%. Я сам и все те, кто уже побывал на студии, очень довольны качеством звука. Вдохновляет и полученный дизайн общего стиля и цвета. Так что вывод был сделан такой: работа проделана не зря! Хоть и остались небольшие недоделки, но терпения уже не хватало, так что всё оборудование  было занесено, и началась творческая работа!
        На все необходимые стройматериалы и  мебель (два простеньких стола,  диван и стулья) ушло ориентировочно 100 т. руб.
        На оборудование тоже ушло примерно 100-120 т.руб. вместе м компьютером.
          В ходе строительства я пользовался только информацией из Интернета и опытом пользователей форумов, посвящённых музыке.
         Начинающим хочу пожелать веры в себя, стремления к поставленным целям, оптимизма, и, конечно же, вдохновения.
        
      10P1010086.jpg   10P1000732.jpg

      10P1000727.jpg   10P1010083.jpg

      10P1010090.jpg   10P1010088.jpg
         
         

      При выборе оборудование я старался прослушать как можно больше демозаписей с использованием того или иного прибора и, конечно же, я интересовался мнением более опытных людей, перечитывал огромное множество статей в сети Интернет.

      Оборудование студии:

      PC AMD X6 (2.8GHzx6), RAM 10GB, HDD 500GB.

      Звуковая карта: Creative Professional 1616m

      Микшерский пульт: SoundCraft EPM8

      Компрессор/гейт: DBX 266XL

      Микрофон : Rode NT2-A

      Эквалайзер : Technics SH 8045(Japan)


      Мониторинг:

      Microlab solo6

      Techniques RP-HTF600


      Шит контроль:

      5.1 Sven

      Sony STR DE-400



      Наушники:

      Sennheiser hd 202

      Sony MDR-V150

      Philips SHP 2000




      Клавишные:

      Синтезатор Casio LK 300tu

      Миди-клавиатура AxelVox key49


      Все детали строительства невозможно описать в одной статье, так что если у вас есть ко мне вопросы, пишите, буду рад помочь.

      E-mail: Soundcore@bk.ru


    • Кабанов Владислав "Домашняя студия звукозаписи"

       Пару лет тому назад, я решил попробовать себя в музыке, а точнее в рэпе. Первое время, впрочем, как и многие начинающие рэп-исполнители, я записывал треки на обычный компьютерный микрофон. Качество записи, разумеется, было очень низким. Позже такого качества стало не хватать для реализации своих идей в творчестве. Пришлось найти профессиональную студию в своём городе, и записывать свои треки там.

       Звукорежиссёр на студии оказался очень хорошим человеком, вскоре стали общаться как друзья, и как-то раз он предложил мне оборудовать свою домашнюю студию. Я долго думал, надо ли мне это…

       

       Через какое-то время я снова пришёл к нему, сказав, что я не против иметь домашнюю студию.

      Тут-то и началось самое интересное для меня.

       Звукорежиссёр, его зовут Геннадий Лобов, стал давать мне основы звукозаписи, сведения и мастеринга треков. Позже, когда я это более менее освоил, мне стали рассказывать о студийном оборудование: для чего оно предназначено и т п.

      Наконец-то мы перешли к самому важному, на мой взгляд, вопросу: какое оборудование для домашней студии подойдёт больше и где его купить. Конечно, самое важное в записи это микрофон и звуковая карта. Геннадий посоветовал приобрести студийный конденсаторный микрофон Audio-Technica AT 2020USB. На этом мы микрофоне мы остановились, чтобы не покупать дорогую звуковую карту, так как микрофон подключается от USB прямо к компьютеру. Естественно, к нему нужно было купить поп-фильтр и стойку. Следующим вопросом – покупка недорогой звуковой карты для сведения треков и песен. Было решено купить Creative Audigy. Довольно неплохая звуковая карта за свои деньги. Наушники у меня были, они вполне подходили для записи.

      Вскоре, всё, что написано выше, я приобрёл.

       

       Первое время сводил и обрабатывал треки в наушниках Philips SHP2500.

      В интернете я прочитал, что на студиях сводят песни на студийных мониторах и тогда с этим вопросом я обратился к звукорежиссёру. Он мне посоветовал купить акустическую систему Microlab PRO 1, сказав, что в них звук более чистый.

      Я заказал данную акустическую систему, и через пару дней она была у меня. На этом, всё основное оборудование для домашней студии звукозаписи было приобретено. Ко мне стали приходить на запись, стал немного зарабатывать.

      Я очень благодарен Геннадию Лобову за помощь, благодаря ему, у меня не возникло никаких особых проблем и затруднений с выбором оборудования.

      На оборудование для домашней студии звукозаписи было потрачено около 17 тысяч рублей. Примерно за месяц я купил всё необходимое.

       Таким образом, я добился приемлемого качества записи для домашней студии звукозаписи.

       

      Если Вы решили оборудовать свою домашнюю студию, в первую очередь подумайте, надо ли Вам всё это. Ведь для достижения хорошего качества Вам понадобиться не только аппаратура, но и определённая база знаний. Удачи!

       

      Конечно, можно докупать различное оборудование, тем самым улучшая качество записи.

      Полный список оборудования:

      1)Микрофон Audio-Technica 2020 USB (поп-фильтр, стойка)

      2)Звуковая карта Creative Audigy

      3)Акустическая система Microlab PRO 1

      4)Наушники Philips SHP2500

      5)Колонки LG

      6)Колонки Genius


      Фотографии:


      studia.jpg



      studia 2.jpg